В северной части Каспийского моря построят новый морской канал протяжённостью более 91 километра для доставки платформ к месторождениям «Каламкас-море» и «Хазар», передаёт ИА «LIFE09» со ссылкой на Ак жайык.
Проект реализует ТОО Kalamkas-Khazar Operating. Работы запланированы на 2026–2029 годы. Канал пройдёт через Уральскую седловину, где фиксируется значительное обмеление. Основной маршрут совпадёт с Гурьевским фарватером, также рассматривается альтернативный путь южнее — в обход тюленьего резервата «Ит балығы».
Канал будет разовым — исключительно для транспортировки стационарных платформ и тяжёлого оборудования. После завершения доставки его эксплуатация не предусмотрена. Ширина канала составит 144 метра, глубина — 5 метров.
Для прокладки потребуется извлечь около 37 миллионов кубометров донного грунта. Задействуют современные фрезерные земснаряды, способные работать в условиях мелководья.
Разработчики проекта заявляют о соблюдении всех экологических требований. В ходе работ планируется применение технологий снижения мутности воды, сортировка и утилизация отходов, минимизация выбросов.
По результатам экологических исследований за 2023–2024 годы уровень загрязнения в районе будущей стройки находится в пределах нормы, биологическое разнообразие сохраняется.