Посетители застряли на колесе обозрения: Насколько безопасен аттракцион

Открытый источник

Вчера вечером остановился аттракцион "Колесо обозрения" во время активного использования горожанами. Причиной послужила отключение электроэнергии в ряде регионов города. Журналист ИА "LIFE09" побеседовал с представителем Центрального парка Караганды насчет инцидента и о безопасности аттракциона.

Кадры инцидента сперва разошлись пользователями социальной сети. Судя по видео, взрослые успокаивали плачущих от страха детей, пока рабочие руками крутили колесо, чтобы спустить их. В это время ряд СМИ указали, что аттракцион не был подключен на генератор резервного источника питания. Также месяц до инцидента, аттракцион был закрыт на ремонт из за трещин на одном из деталей. Все это создали сомнения в безопасности аттракциона. 

 

В пресс-службе Управления парками города Караганды ответили, что отключение энергии связано с работой ТОО "Караганды Жарык". Сам аттракцион развлекает людей еще с 70-х годов, однако в 1992 году он был заменен на новый. Также в текущем году он прошел полную реконструкцию. Трещина, обнаруженная в июле, находилась на декоративной части аттракциона и не несла нагрузки на техническую часть.

"Форм-фактор аттракциона 1975 года, типовая модель. В 1992 году был установлен новый. На это имеются все технические документы. С апреля по май 2023 года прошел полную реконструкцию с заменой двигателей и подвижных частей. Трещина была в декоративной дюралевой крышке, которая закрывает болты. Никакой технической и конструктивной нагрузки она не несет. Мы не знаем, с чем связан сбой в сетях Караганды Жарык", - прояснили в пресс-службе Управления парками города Караганды.

Насчет отключения энергии в ТОО "Караганда Жарык" сообщили, что произошло технологическое нарушение. Без света остались потребители улиц Ермекова, Анжерская, Липецкая, Академическая, Крамского, Чкалова, Бадина, Аманжолова, Гоголя, Ботаническая.

Также в пресс-службе подтвердили наличие резервного генератора энергии на балансе парка, однако в случае остановки аттракциона более оперативным решением была механическая прокрутка колеса. Сам аттракцион не поддерживает подключение двух источников питания одновременно для аварийных случаев. По данной причине подключение к резервному источнику энергии потребовало бы больше времени.

"Имеются. Мы никому не давали информацию о том, что их нет. Данное колесо потребляет 11 киловатт, такой генератор весит более тонны. Система не предусмотрена для подключения сразу двух источников питания. Даже если генератор будет рядом с аттракционом, его подключение займет время, так как полярность разная. Механический способ вращения гораздо оперативнее. Почти во всех аттракционах предусмотрен ручной режим работы на такие случаи", - ответили в пресс-службе Управления парками города Караганды.

В Казахстане аттракционы регулируются двумя документами стандарта безопасности. Первое это - технический регламент Евразийского экономического союза “О безопасности аттракционов” (038/2016). Сокращенно – ТР ТС 038/2016. Он вступил в силу в 2018 году. Позже, в 2019 году Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК разработали документ “Безопасность аттракционов. Требования безопасности при вводе в эксплуатацию и эксплуатации аттракционов” (СТ РК 3359-2019).

Однако ни в одном из документов нет пунктов с требованием наличия резервного источника питания для аттракционов. Оба документа требует лишь наличие способов эвакуации посетителей с аттракциона при аварийных ситуациях. 

В 37 пункте 5 раздела ТР ТС 038/2016, пишется об обеспечении аварийной остановки и эвакуации посетителей при проектировании аттракциона:

"Обеспечение аттракционов устройствами для аварийной остановки (при необходимости) и средствами эвакуации;"

А в документе СТ РК 3359-2019, в пункте 4.14 пишется следующее:

"Аттракцион располагается так, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и посетителей при входе и выходе на аттракцион, нахождении на нем и рядом с ним, а также безопасную эвакуацию при возникновении аварийной ситуации;"

Подобное отсутствие конкретики в стандарте безопасности создает вопросы о надежности проверок аттракционов для эксплуатации. Ранее ряд предпринимателей жаловались о несовершенствах в действующем Нацстандарте. К примеру, один из руководителей парка пожаловался на то, что стандарт от Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК был скопирован с российского. В то время как в России работают над изменением стандартов безопасности. 

Наш Национальный стандарт скопирован с российского документа. А в России уже убедились, что нужны изменения, и сейчас работают над новой редакцией. К примеру, в Национальном стандарте есть требование соблюдать расстояние в 150 м между надувными батутами. А какой в этом смысл? Откуда взята эта цифра, что случится, если батуты разместят ближе? Кроме этого, они должны быть закреплены далеко от деревьев, в то время как батуты наоборот стараются размещать в тени. Если беспокоятся о ветровой нагрузке, то в парках имеются приборы для измерения силы ветра. Если сила ветра выше 10 м/с, батуты закрываются. Стандарты нужны. Но они должны быть рабочими”, – отметил анонимный руководитель парка для издания Liter.kz.

Отметим, что в ряде парков РФ предусмотрены резервные источники питания для аварийных случаев отключения электричества. К примеру, 09 июля издание “ТАСС” сообщила, что московское колесо обозрения «Солнце Москвы» на территории ВДНХ остановилось на 30 минут. Однако для эвакуации посетителей был запущен резервный генератор. 

В Управлении парками города Караганды рассказали, что во время аварийных ситуации, в качестве эвакуации посетителей был запланирован механический способ прокрутки колеса:

При повторении подобных ситуаций аттракцион будет приводится в действие таким же путем. Первостепенная задача - вывести людей с аттракциона, и механический способ самый быстрый. Например, в данном случае люди покинули аттракцион в течение 15-20 минут. Через 20 минут подача электричества была возобновлена”, - пресс-служба Управления парками города Караганды.