Если во всем Казахстане Наурыз отмечают 22 марта, то в западных регионах страны празднование Нового года начинается немного раньше – 14 марта.
В Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях этот праздник называют "Көрісу күні" или "Амал мерекесі".
Помимо западных регионов страны, этот праздник сохранился, как старинная традиция, у жителей Сырдарьинского, Костанайского регионов, а также у казахов, проживающие в Каракалпакстане, Туркменистане, Саратовской, Самарской, Орынборской, Астраханской областях России.
Почему западные регионы празднуют новый год 14 марта
Среди ученых нет единого мнения о происхождении праздника и о том, почему традиция поздравлять с наступлением нового года, обмениваясь рукопожатиями и объятиями широко распространилась на западе Казахстана. Этнографы выдвигают разные предположения о том, когда и как появился праздник Амал.
Один из них связан с кочевым образом жизни казахов, а именно с местами расселения разных казахских родов, сроками прихода весны в разных регионах. В те времена, когда средством передвижения служили лошади и телеги, зимой связь между аулами была ограничена. Воссоединение происходило после долгой зимы, когда кочевые народы пребывали со своих зимовок на летние пастбища – жайлау. Это воссоединение имело особое значение в казахской культуре.
Кроме того, с таянием снега и началом весны от спячки просыпались мухи, комары, черви, муравьи, медведи и вся живность, что также придавало этому времени значимость. Согласно народным преданиям, это время совпадает с 14 марта (1 марта по старому календарю) и знаменует начало нового года.
Наиболее распространенное мнение о праздновании Амал 14 марта связано с переходом на григорианский календарь с юлианского, где этот праздник отмечался в начале месяца.
Раньше человечество использовало юлианский календарь, согласно которому один год был равен 365,25 дням, что приводило к отклонению на одни сутки каждые 128 лет. В конце XVI века весеннее равноденствие приходилось на 11 марта, что затрудняло планирование сельского хозяйства. Так, в 1582 году был введен григорианский календарь, сместивший время на 10 дней. Итальянцы, уснувшие в Риме 4 октября 1582 года, проснулись на следующий день 15 октября. Однако дореволюционная Россия продолжала использовать старый календарь до 1918 года. К этому времени разница между двумя календарями достигала 13 дней – старый календарь был закрыт 31 января 1918 года, а следующий день считался уже 14 февраля. Чтобы люди не путались, долгое время в календаре в скобках писали дату по старому стилю. Например, 1 марта (14 марта).
По этой причине страны бывшего Советского Союза празднуют Рождество 7 января, тогда как во всем мире Рождество приходится на 25 декабря. Также то, что ночь с 13 на 14 января отмечают как "Старый Новый год", связан со сменой календаря.
Жители аулов с рассвета ходят друг к другу в дома, молодежь навещает стариков, тепло приветствуют друг друга, обмениваясь рукопожатиями и объятиями. Смысл этой традиции – выразить благодарность за то, что благополучно вышел из зимы, шагнул в весну, встретился с родными в здравии.
В этот день принято поздравлять с благополучным началом нового года. Люди высказывают друг-другу пожелания долгой жизни и желают крепкого здоровья. Молодые оказывают дань уважения старшему поколению, а старшие благословляют молодых.
В каждом доме готовят угощение, накрывают стол, соседи приглашают друг друга на трапезу. В этот день принято посетить сорок домов.
Также праздник Амал является днем примирения – принято просить прощения у тех, кого обидели, а также прощать своим обидчикам, забыть вражду. Если обиженный не склонен простить, ему говорили: "В этот день и синий камень Самарканда тает, неужели ты тверже камня?!"
Смысл праздника – пожелать друг другу добра, выразить уважение к старшим, и он не ограничивается одним днем, а продолжается в течение всего года. Любой человек, который был в пути 14 марта, должен пожать руки старейшинам села и поприветствовать их, как только они доберутся до дома.
Этимология слова "амал"
Существует разные версии происхождения слово "амал". Один из них то, что название праздника Амал происходит от арабского названия месяца "хамал".
Советский и казахский этнограф Xалел Аргынбаев указывает, что наряду с традиционными казахскими названиями месяцев под влиянием мусульманского духовенства действовали и арабские названия по зодиакальным созвездиям: "қамал" – март, "сәуір" – апрель, "зауза" – май, "саратан" – июнь, "әсет" – июль, "сүмбіле" – август, "мизан" – сентябрь, "ақырап" – октябрь, "қауыс" – ноябрь, "жеді" – декабрь, "дәлу" – январь, "үт" – февраль.
Название месяца марта "амал" также встречается в романе Шакарима Кудайбердиулы "Адил-Мария".
Как в этом году будут отмечать праздник Амал
Уже около двадцати лет жители Мангистауской области традиционно отмечают праздник Амал на горе Отпан-тау. В этом году ожидается, что будут установлено более 40 юрт, пройдут различные культурные и спортивные мероприятия.
В ночь с 13 марта на 14-ое на горе Отпан-тау пройдет традиционная церемония зажжения "Огня Единства". Также пройдет праздничный концерт, в котором примут участие жыршы из Турции, Узбекистана и Каракалпакстана. На празднике планируется выступление акынов из разных регионов страны.
На территории историко-культурного комплекса "Отпан" будут проведены национальные спортивные игры, такие как конные скачки, кыз куу, собачьи бега, казахская борьба.
Кроме того, в городе Актау и районах Мангистауской области пройдет "Баурсак party, ярмарка национальных блюд, конкурсы невесток, поэтический вечер, а также состоится концерт народной артистки Казахстана Розы Рымбаевой.
В этом году празднование Наурыза – праздника прихода весны и Нового года – в Алматы начнется с 14 марта.
В праздник Амал жители и гости города соберутся на Кок Тобе, чтобы поздравить друг друга с благополучным наступлением весны. На Кок Тобе состоится праздничный концерт под открытым небом, в котором примут участие казахстанские артисты.