В текущем году отремонтировано 1 032 км автомобильных дорог, из них республиканского значения-461 км, областного значения-178 км, городов и районов-393 км.
Общая протяжённость дорог области составляет 9 332 км, из них:
Республиканского значения – 1 825 км;
Областного значения 2 566 км;
Районного значения – 2 212 км;
Дороги внутри населеных пунктов – 2 729 км.
По автодорогам республиканского значения.
Продолжается реконструкция автодороги «Караганда – Балхаш». На сегодняшний день завершена укладка верхнего слоя асфальтобетона на всем протяжении 363 км.
Также завершено строительство двух участков автодороги «Балхаш-Бурылбайтал» протяженностью 91 км, на третьем участке протяженностью 50 км верхний слой асфальта уложен на 17 км от Тасарала до Сарышагана.
За прошедшие три года проведен средний ремонт 115-ти км автодороги «Караганда-Каркаралинск». Проект по ремонту оставшихся 85-ти км будет переходящим и завершится в следующем году, за счет чего вся автодорога от Караганды до Каркаралинска протяженностью 200 км будет охвачена ремонтом.
Проведен средний ремонт 27-ми км автодороги «Караганда-Павлодар» в районе Молодежного, также на данной дороге при выезде с Караганды проведен средний ремонт 2,5 км из планируемых 30-ти, проект переходит на 2025 год.
Начата реализация среднего ремонта 103-х км автодороги
«Астана-Нура-Темиртау».
В текущем году проведены работы по ресайклированию и укладке асфального покрытия на 7 км
Работы будут продолжены в 2025 году.
Ремонтом охвачено 178 км автодорог областного значения.
Завершена реконструкция участка автодороги «Осакаровка-Молодежный» протяженностью 16 км.
Реконструкцией охвачен участок дороги «Нура-Осакаровка» протяженностью 20 км. Асфальт уложен на всем протяжении асфальт не уложен на 3-х участках где ведется монтаж в/п труб от элеватора до ж/д переезда. Проведены работы по устройству барьерного ограждения, дорожных знаков и обустройству площадки отдыха. Полностью завершить проект планируется в следующем году.
В Абайском районе продолжается реконструкция 21-го километра участка дороги «Жартас-Долинка». Предоставлен проезд по асфальту на всем протяжении. Завершены работы по обустройству пешеходных тротуаров, установлено 75 опор освещения в п.Долинка. Полное завершение планируется в 2025 году.
Продолжается капитальный ремонт автодороги «Сарань-Шахтинск» протяженностью 19 км. Выполнены работы по устройству основания и укладке нижних слоев асфальта на 5-ти км от п.Шахан до шахты Тентекская. Работы запланированные на этот год завершены, реализация проекта продолжится в 2025 году.
Ведется реконструкция участка автодороги «Уштобе-Курылыс», протяженностью 9 км. Завершены работы по устройству основания, нижних слоев асфальта, по обустройству съездов и устновке опор освещения в количестве 242шт.
Полное завершение проекта планируется в 2025 году.
Ведется реконструкция 2-х мостов.
Это мост через реку Нура на автодороге «Темиртау-Токаревка», который состоит из семи опор. На 100% обустроены 4 опоры, выполнено 2 пролетных строения. По двум опорам обустроен фундамент из буронабивных свай, еще на одной опоре ведется лидерное бурение для дальнейшего устройства ростверка. Работы продолжаются.
Второй мост проходит через реку Шерубай-Нура на автодороге «Сарань-Шахтинск». Выполнено устройство фундамента на БНС. Работы будут продолжены в 2025 году.
В текущем году проведен средний ремонт 26-ти км автодороги «Сакен Сейфуллин-Успен-Агадырь», а также 57-ми км автодороги «Аксу-Аюлы-Актогай». Эти участки являются завершающими, с учетом этого вся протяженность данных дорог охвачена ремонтом.
Также завершен средний ремонт 29-ти км автодороги «Каркаралинск-Коянды».
Что касается новых проектов, разработана проектная документация по реконструкции 6-ти км автодороги областного значения «от села Дубовка до города Сарань» км 0-6, а также по реконструкции автодороги «Шахан-Жанаталап» км 12-17 протяженностью 5 км.
Начало реализации запланировано на 2025 год.
Вместе с тем, ведется разработка ПСД на реконструкцию двух мостов на автодороге «Караганды-Шахтинск».
В областном центре строительством и ремонтом охвачено 128,5 км.
Ведется реализация проектов по строительству межквартальных улиц между ул.Дюсембекова и ул. Б.Момышулы, а также по строительству ул.Букетова. Продолжается реконструкция ул. Космонавтов, а также капитальный ремонт ул.Пичугина и Четская.
Средним ремонтом охвачено 115 км.
Также, при среднем ремонте в асфальт добавляется специальный полимер на основе стирол-бутадиен-каучука типа Бутанал, который значительно улучшает пластичность асфальта при высоких температурах, ударную вязкость, прочность и долговечность использования.
В текущем году разработана проектно-сметная документация по новым проектам:
- строительство автомобильной дороги ул. Муканова на участке от ул.Таттимбета до Восточного обхода 9 млрд.тг.
- строительство автомобильной дороги ул.Университетская с выходом на ул.Гапеева 4,1 млрд.тг.
- строительство автомобильной дороги ул.Приканальная
4,2 млрд.тг.
Проект по строительству магистральных автодорог мкр.Кунгей проходит гос.экспертизу.
Начало реализации запланировано в 2025 году.
Вместе с тем, на внутрипоселковых дорогах области продолжается реализация спецпроекта «Ауыл – ел бесігі».
В целом, данный спецпроект имеет множество положительных отзывов от жителей сел и реализуется в населенных пунктах с потенциалом развития.
В 2023 году проведен ремонт дорог в 23-х сельских населенных пунктах, общей протяженностью 152 км.
В текущем году в рамках спецпроекта «Ауыл – ел бесігі» ремонтом охвачено 112 км автодорог в 29-ти сельских населенных пунктах.
Абайский район – 14,1 км (п.Карабас, с.Агрогородок, с.Северное, с.Коянды, с.Тасзаимка);
Актогайский район – 2,4 км (с. Сарышаган);
Бухар-Жырауский район - 35,5 км (с.Ботакара, с.Шешенкара, с.Тогызкудук, с.Сарыарка, с.Сарытобе, с.Жана-кала, с.Тузды, с.Каракудук, с.Байкадам, с.Самарканд, с.Каражар);
Каркаралинский район – 14 км (с. Жарлы, с Тегисшилдик, п. Карагайлы);
Нуринский район – 4 км (с Изенды, с. Акмешит);
Осакаровский район – 22,6 км (с. Батпак, с. Озерное);
Шетский район – 19,7 км (с. Еркиндик, с. Бурма, с. Успен, п. С.Сейфуллин, п. Дария).
Что касается контроля качества.
С 23 октября 2023 года согласно п.3.1.26 регламента взаимодействия Центра качества и местных исполнительных органов (утвержден приказом председателя КАД МИИР РК от 23.10.2023 г. №108) приемка объекта при наличии замечаний НЦКДА не допускается.
Сведения о всех проведенных испытаниях и выявленные дефекты Центром качества фиксируются на портале KazRoadLab.
При выявлении несоответствий отобранных проб действующим нормативам, подрядными организациями проводятся соответствующие работы по доработке дефектных участков, вплоть до переустройства покрытия и замены материалов.
Также, контроль качества на автодорожных проектах осуществляется экспертами технического надзора.
Местными испонительными органами на постоянной основе ведется мониторинг работы технадзора. Совместно с Центром качества выявляются факты ненадлежащего контроля за ходом работ, отсутствие экспертов технадзора на объектах.
В текущем году за допущенные нарушения при проведении технического надзора и при производстве работ, ГАСКом по Карагандинской области наложены штрафы на три организации в общей сумме – 4,2 млн.тенге. Еще по трем объектам материалы находятся на расмотрении ГАСКа.
Министерством транспорта совместно с дорожными институтами ведется цифровизация отрасли.
Планируется объединение всех имеющихся систем в единую информационную систему Е-Жолдары. Введение в действие платформы запланировано до конца 2025 года.
Вместе с тем, по поручению Министра транспорта Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом создана Единая база дорожно-строительных материалов (RCM Base).
На одной электронной площадке собрана информация о карьерах, заводах и новых материалах.
Что касается пассажирских перевозок.
За 10 месяцев 2024 года объем услуг транспорта увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 339,6 млрд.тенге. По итогам года также ожидается рост в размере не менее 6,1%.
Проводится ряд мероприятий по дальнейшему развитию общественного транспорта.
В прошлом году произведено значительное обновление парка автобусов. Перевозчиками приобретено 195 новых автобусов.
В текущем году по городу Темиртау закуплены 23 новых автобуса, по городу Балхаш 22 единицы и по Абайскому району 8 единиц.
Практически все автобусы приобретаются у отечественных автопроизводителей QazTehna, Daewoo Bus Kazakhstan (Темиртау) и отвечают требованиям качества обслуживания пассажиров, приспособлены для перевозки людей с ограниченными возможностями.
В сентябре месяце по маршруту №100 «Караганда-Темиртау» запустили 4 новых автобуса, тем самым обновив половину подвижного состава, задействованного на маршруте (всего на маршруте 8 автобусов).
Продолжается работа по цифровизации пассажирских перевозок.
В мае месяце текущего года система электрнного билетирования «Онай» внедрена на маршрутах города Темиртау. До конца этого года планируется охватить данной системой маршруты города Шахтинска.
В городах Сарань, Балхаш, а также на пригородных маршрутах электронное билетирование исправно функционирует с прошлого года. В целом внедрение данной системы позволило улучшить качество обслуживания пассажиров, обеспечить прозрачность пассажиропотока и доходов перевозчиков, повысило безопасность перевозочного процесса (путем отхода перевозчиков от плановой системы сбора выручки, и соответственно исключением «гонок» между водителями).
С сентября месяца в городе Темиртау предоставлено право бесплатного проезда детям в возрасте от 7 до 18 лет. По поручению акима области с мая прошлого года аналогичная льгота для детей действует и на маршрутах областного центра.
Одним из приоритетных направлений является развитие сферы гражданской авиации.
В рамках поручения Главы государства в целях развития туризма ведется работа по развитию инфраструктуры воздушного транспорта, в частности аэропорта города Балхаш.
В настоящее время на стадии завершения находится реконструкция рулежной дорожки №2 и перрона аэродрома (общая стоимость проекта – 3,8 млрд.тенге, на 2024 год выделено – 3,4 млрд.тенге). Введение в эксплуатацию объекта планируется с опережением сроков до конца текущего года.
Также в сентябре текущего года начата реализация проектов по реконструкции здания аэропорта Балхаш (общая стоимость проекта – 3 млрд.тенге, на 2024 год выделено – 913,6 млн.тенге) и строительству здания службы спецтранспорта (общая стоимость проекта – 576,5 млн.тенге).
Реализация проектов позволит увеличить пропускную способность аэропорта с 60 до 80 пассажиров в час, создать комфортные условия для пассажиров, обеспечить доступность для маломобильных граждан, а также довести характеристики и параметры аэродромных сооружений в соответствие Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.
По завершении проектов планируется расширить географию полетов из Балхаша, в такие города как Шымкент, Жезказган, Туркестан.
Вместе с тем, для обеспечения дальнейшего функционирования аэропорта путем перерегистрации действующего юридического лица ТОО «Актогай-абат» создано новое предприятие ТОО «Аэропорт Балхаш» со 100%-ым участием государства. В настоящее время проводится процедура согласования видов деятельности предприятия с антимонопольным органом.
Кроме этого, в целях оказания полноценных услуг наземного обслуживания в аэропорту города Балхаш, прорабатывается вопрос поэтапного закупа специализированной аэродромной техники за счет бюджетных средств. На следующий год предварительно предусмотрены средства в сумме 500 млн.тенге на приобретение необходимой первоочередной спецтехники (аэродромный пожарный автомобиль, аэродромный тягач, топливозаправщик, самоходный трап).
Принимаются меры по развитию аэропорта «Сары-Арка».
В Послании Главы государства народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» отдельно отмечена важность развития аэрохабов и уделено особое внимание созданию всех условий для расширения возможностей аэропортов страны по транспортировке грузов.
В рамках поручения Главы государства в этом году начата проработка вопроса создания мультимодального аэрохаба «CargoHUB Karaganda» на базе аэропорта «Сары-Арка».
Первым Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан утверждена соответствующая дорожная карта.
Необходимо отметить, что с недавнего времени в число акционеров аэропорта вошел крупный инвестор, основной целью которого является вложение инвестиций в развитие аэропорта как крупного логистического аэрохаба страны.
В целом, этот проект направлен на увеличение объема грузоперевозок в аэропорту «Сары-Арка» путем создания новых предприятий на территории аэрохаба. В перспективе ожидается, что объем обрабатываемых грузов будет увеличен с 15 тыс. до 200 тыс.тонн в год. За счет этого к 2030 году планируется создать порядка 2 000 новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
К примеру, в этом году уже были открыты прямые грузовые рейсы из Эквадора, что стало важным шагом для развития международной торговли. Кроме того, планируется увеличение числа технических посадок грузовых самолетов до 30 рейсов в неделю. Это значительно повысит логистические возможности аэропорта и сделает его важным транспортным узлом.
Кроме этого, планируется направить инвестиции в развитие инфраструктуры аэропорта. В частности, рассматривается вопрос реконструкции взлетно-посадочной полосы, то есть, обновление покрытия и увеличение пропускной способности, улучшение условий для пассажиров, включая модернизацию залов ожидания, систем безопасности путем ремонта пассажирского терминала.
Вместе с тем, как известно, основной грузопоток из Китая в Европу перевозился через Россию. Однако, в связи с геополитической ситуацией, в перспективе планируется увеличить технические посадки воздушных судов и часть грузов, следующих по маршруту Китай-Европа-Китай, планируется перевозить через наш аэропорт, что значительно расширит логистические возможности аэропорта и укрепит его статус как важного транспортного узла.
По информации собственников аэропорта для реализации проекта планируется вложение частных инвестиций в размере 270 млн.долларов ($55 млн. - собственные средства, $215 млн. - заемные средства).
Параллельно с этим, в целях развития транзитного потенциала аэропорта прорабатывается вопрос создания субзоны СЭЗ «Сарыарка» на его территории. Соответствующая заявка о расширении границ СЭЗ и изменении приоритетных видов детальности СЭЗ находится на рассмотрении в Министествре национальной экономики РК,
В целом, ожидается, что инвестиции и планируемые улучшения принесут значительную пользу всем пассажирам, а также поспособствуют экономическому развитию области.
Крупные инфраструктурные проекты реализуются и в сфере железнодорожного транспорта.
Это масштабный проект по строительству вторых путей на участке «Мойынты-Достык» протяженностью 836 км, 338 км из которых проходит через нашу область. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность участка в 5 раз с 12 пар грузовых поездов до 60 пар в сутки. Данная мера положительно отразится на развитии транзитного потенциала страны.
В 2025 году работа по развитию сфере транспорта будет продолжена.
В рамках повышения качества услуг общественного транспорта по городу Караганде предварительно планируется закуп новых городских и пригородных автобусов в количестве порядка 70 единиц. Автобусы заменят устаревший подвижной состав 2011-2012 годов выпуска.
В следующем году планируется завершить мероприятия по модернизации инфраструктуры воздушного транспорта. В частности, будет завершена реконструкция здания аэропорта города Балхаш и строительство здания службы спецтранспорта.
Также в следующем году будет продолжена работа по развитию аэропорта города Караганды как мультимодального аэрохаба.