BANNER

Легенда о происхождение домбры

Фото: stihi.ru

Домбра - один из культурных кодов казахского народа. Испокон веков казахи признавались в любви, передавали черные вести и сочиняли песни о своих грезах играя на этом инструменте. Однако, как же инструмент появился в культуре народа? Об этом повествует древняя легенда связанная с Чингисханом, передает ИА "LIFE09".

Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына.

Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого кочевника — домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кеты-Буга донесла до кагана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти.

Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие — след расплавленного свинца… Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней казахской реки Кара-Кенгир в Джезказганской области. «Аксак-кулан» — одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.

Историю можно по-разному прочитать, повернуть и так и сяк, но ее не удастся вывернуть наизнанку. В предании "Аксак кулан" есть такая деталь: вожак отрывает правую руку Жошы. Археологи, историки задумались, правда ли это. Специальной археологической экспедицией в 1946 году захоронение Жошыхана было раскопано. Тщательное обследование подтвердило легенду о том, что правая рука Жошы действительно была отделена от тела. Исследования показали, что знаменитый хан, основатель традиций «сері» был растерзан и похоронен здесь. Очередной раз подтвердилось - легенды создаются народом не без причин.