Узнать, что значит жить в полной темноте, без ориентира на зрение, можно в Карагандинской областной специализированной школе-интернате № 1. Для помощи в адаптации и социализации учеников сотрудники учебного заведения создают много интересных проектов.
В школе-интернате № 1 обучаются 112 детей с нарушением зрения. Здесь созданы необходимые условия для получения знаний, лечения и реабилитации, а также обеспечена доступная среда.
Особое внимание привлекает проект «Тёмная комната». Что это такое? Это не только пространство, но и настоящий экспериментальный квест, где всё происходит в полной темноте. Посетители выполняют задания, полагаясь только на слух, осязание, вкус и обоняние. Комната разделена на шесть зон, каждая из которых предлагает необычный вызов: пройти мост с ориентировочной тростью, собрать ребёнка в школу без помощи зрения, сервировать стол на вторую персону, сделать покупки в «супермаркете», ориентируясь на запахи.
– «Тёмная комната» помогает не только детям с нарушением зрения раскрыть свои возможности, но и позволяет зрячим лучше понять, с какими трудностями сталкиваются люди с проблемами зрения. Это незаменимый опыт для педагогов, дефектологов и родителей, – рассказала инструктор Екатерина Абишева.
Почему это важно? Каждый посетитель, погружаясь в абсолютную темноту, получает возможность испытать свои силы в нестандартных условиях, лучше понять мир незрячих людей и приобрести новые навыки.
Проект также служит площадкой для обучения студентов-дефектологов, которые готовятся работать с детьми с нарушением зрения.
Помимо «Тёмной комнаты», в школе создали фотостенд «Гордость школы» виде крепкого ветвистого дерева, плоды которого
– фотографии выпускников.
И открыли Музей великих людей, изменивших мир, созданный для расширения пространства социальной адаптации и повышения мотивации учащихся.
Экспозиция рассказывает о незрячих людях, оставивших след в истории, – журналисте Джозефе Пулитцере, чьим именем названа престижная премия, выдающейся писательнице Хелен Адамс Келлер, единственном в мире слепом альпинисте, покорившем Эверест, Эрике Вайхенмайере и слепой легкоатлетке Марле Раньян, которая дважды принимала участие в Олимпийских играх, и других. Материалы доступны на трёх языках и адаптированы для людей с нарушением зрения (шрифт Брайля, QR-коды с аудиоэкскурсиями).
– Учащиеся нашей школы талантливые, и каждый из них, придя в этот музей, выберет для себя того человека, на которого ему хотелось бы равняться, – считает директор школы Айман Тлегенова. – Ведь когда-то все эти люди тоже были просто учениками, а стали признанными и великими.
Проекты школы-интерната не только помогают детям адаптироваться, но и меняют отношение общества к людям с ограничениями по зрению.